Диагностика экологического воспитания
Методики диагностики экологического воспитания дошкольников
Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.
С целью проверить эффективность разработанных и реализованных педагогических условий по формированию у детей дошкольного возраста сформированности экологических представлений было проведено повторное диагностирование с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе. Цель контрольного этапа – выявление изменений в формировании у детей дошкольного возраста сформированности экологических представлений. Повторное диагностирование позволило выявить определенные положительные тенденции в формировании у детей дошкольного сформированности экологических представлений.
Цель мониторинга: выявление уровня сформированности экологических представлений детей.
Задачи мониторинга:
- подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности экологических представлений детей;
- выявить исходный уровень сформированности экологических представлений детей;
- оформить результаты обследования и спланировать методические рекомендации по экологическому воспитанию детей посредством конструирования.
В мониторинге принимали участие 16 детей.
Для диагностики уровня сформированности экологических представлений использовались следующие методики:
- Методика «Живая – неживая природа» (автор Л.В. Рыжова)
- Методика «Лес благодарит и сердится» (автор И.В. Цветкова)
Методика «Живая – неживая природа» дает возможность определить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе у старших дошкольников.
Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.
Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные карандаши.
Проведение исследования:
Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для раскрашивания, и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к живой природе.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5 баллов). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.
Средний уровень (2-3 балла). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустил объекты живой природы.
Низкий уровень (1 балл). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.
Методика «Лес благодарит и сердится». Методика позволяет выявить отношение к природе и уровень сформированности представлений о правилах, нормах взаимодействия с природой.
Цель: выявить отношение к природе и уровень сформированности представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею.
Подготовка исследования: осуществить прогулку в парк (лес).
Проведение исследования. После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в парк (лес), восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса: За что лес мог бы сказать тебе спасибо? За что лес мог бы рассердиться на тебя? Педагог фиксирует и анализирует ответы детей.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5 баллов). Ребенок проявляет активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, выделяет актуальные экологические проблемы, приводит примеры уже проделанной им природоохранительной работы.
Средний уровень (2-3 балла). Ребенок перечисляет правила и нормы поведения в лесу, примеры их нарушения; ребенок приводит примеры практической экологически-ориентированной деятельности в природе или, наоборот, примеры бездействия человека, приводящие к негативным последствиям.
Низкий уровень (1 балл). Ребенок приводит один-два примера нарушения норм и правил поведения в лесу или примеры заботливого отношения к нему.
Критерии оценки результатов диагностики уровня сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста:
Высокий уровень – 7-10 баллов
Средний уровень – 4-6 баллов
Низкий уровень – до 3 баллов
Итак, для диагностики уровня сформированности экологических представлений использовались следующие методики: методика «Живая – неживая природа» (автор Л.В. Рыжова), методика «Лес благодарит и сердится» (автор И.В. Цветкова).
Результаты диагностики экологического воспитания дошкольников в рамках проведенных диагностик.
Результаты диагностики по методике Л.В. Рыжовой показали, что имеют высокий уровень сформированности представлений о живой и неживой природе за период с 2022-2024 года вырос на 57% (с 0% до 57%), средний уровень снизился на 6% (с 43% до 37%) и низкий уровень снизился на 51% (с 57% до 6%).
На сентябрь 2024 года высокий уровень выявлен у 9 детей, которые смогли набрать максимальное количество баллов. Они правильно и аккуратно выполнили задание, раскрасили все объекты живой природы и не раскрасили объекты неживой природы. Это может быть связано с тем, что представления о живой и неживой природе входят в число базовых и их формированию уделяют значительное внимание на любых занятиях по формированию сведений об окружающем мире.
Средний уровень выявлен у 6 детей. Дети допустили следующие ошибки: раскрасили объекты неживой природы или пропустили некоторые объекты живой природы.
Низкий уровень выявлен у 1 ребенка, раскрасила всю картинку полностью.
По результатам диагностики по методике «Лес благодарит и сердится» (по методике И.В. Цветковой) высокий уровень вырос на 43% (с 6%до 50%), средний уровень снизился на 19% (с 63% до 44%), низкий снизился на 57% (с 63% до 6 %).
На сентябрь 2024 года высокий уровень выявлен у 8 детей. Это дети, которые смогли набрать максимальное количество баллов. Дети проявляли активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, выделяли актуальные экологические проблемы, приводили примеры уже проделанной ими природоохранительной работы. Например, во время наблюдений за елью на участке детского сада дети наблюдали за деревом, углубляли свои познания, заботились о нем, отряхивали тяжелый снег с лап. Принимали участие в благоустройстве территории детского сада: осенью собирали листья в мешки и пакеты. С помощью родителей были изготовлены скворечники и развешены на территории детского сада.
Средний уровень выявлен у 8 детей. Дети перечисляли правила и нормы поведения в лесу, примеры их нарушения; приводили примеры практической экологически–ориентированной деятельности в природе или, наоборот, примеры воздействия человека, приводящие к негативным последствиям. Например, вырубка леса и сокращение численности животных из-за вырубки леса, загрязнение воздуха и водоемов предприятиями и самими людьми.
Низкий уровень выявлен у 1 ребенка. Он продемонстрировал низкий уровень овладения системой нравственных норм и правил экологического характера. Это ребенок смог привести один – два примера нарушения норм и правил поведения в лесу или примеры заботливого отношения к нему (в лесу нельзя ломать ветки и нельзя бросать мусор). Основные сложности представляло отсутствие активной жизненной позиции заботливого хозяина и защитника природы. Ребенок говорил о том, что был в лесу с родителями, но не смог ответить, что полезного они могли бы сделать для леса, как правильно нужно вести себя в лесу, парке и за что лес мог сказать им спасибо.
Вывод: за период 2022-2024 год наблюдается положительная динамика усвоения программного материала детьми в области экологического воспитания детей. Я считаю, что такая положительная динамика свидетельствует об эффективности применения конструирование как средство экологического воспитания детей.
Конструирование позволяет усвоить экологические правила поведения в природе, и делает этот процесс более доступным и наглядным. В ходе конструирования дети познают взаимосвязи в природе, например, между образом жизни животных и условиями их существования, а также между ростом растений и водой, светом, теплом. Благодаря конструированию из природного и бросового материала дети попадают в удивительную страну, где можно познать радость созидания творчества. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирования первых трудовых навыков, всестороннего развития детей.
Таким образом, на основе применения педагогической технологии видно, что у детей возрос интерес к конструированию. Дети свободно экспериментируют с бумагой, тканью во всём их разнообразии и природным материалом. Воспитанники стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт экологического восприятия. Им предоставляется возможность проявить творчество и самостоятельность на всех этапах выполнения поделки, как в плане подбора материала, так и выбора приемов работы. Поделки становятся более качественными, сложными по своему содержанию, количеству деталей и природному материалу, использованному в изделии.