Деловая игра в рамках педсовета по теме: «Образовательный потенциал детского конструирования из бросового материала в развитии экологической культуры дошкольников».
Цель: систематизация экологических знаний педагогов в развитии ребенка в конструктивной деятельности.
Задачи:
-обсудить возможности конструктивной деятельности из бросового материала в развитии экологической культуры дошкольников;
-уточнить методы и приемы, технологии работы в процессе детского конструирования из бросового материала;
-упражнять педагогов в творческих способах конструирования из бросового материала.
Форма проведения: деловая игра. Игра проводится в виде обсуждения.
Задания располагаются в виде презентации на интерактивной доске.
На подготовку ответа дается 1 минута, на составление плана – 2-3 минуты, общая длительность около 1 часа.
Вступительное слово
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинноследственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, приучает наших воспитанников жить в гармонии с природой, не вступая в противоречия. Для решения данной проблемы можно воспитывать экологическую культуру детей через использование бросового материала. Конструирование из бросового материла- это отличный способ показать детям, как можно из использованных вещей создать что-то новое и интересное. Как не выбрасывая, не засоряя природу пластиковыми бутылками, коробками из-под сока, пробками и прочими вещами, можно самостоятельно создать игрушку или полезную для дома вещь. На занятиях необходимо объяснять детям общее представление о ненужных вещах, коробках, катушках, пластиковых бутылках и обо всём превратившимся в отходы, как «бросовый» материал, который может быть использован в конструировании. Немного фантазии, креативного подхода, композиционного решения и с его помощью можно создавать поистине великолепные изделия.
Немаловажный аспект применения бросового материала заключается в том, что, создавая различные изделия, мы даём ему вторую жизнь бросовому, тем самым сохраняя экологию, пусть даже в меньшей степени. Кроме того, изделия, созданные из него, радуют глаз окружающих, задают праздничное настроение. Оно позволяет не только интегрировать образовательные области в контексте ФГОС (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), но и решать целый комплекс задач:
-развивать воображение детей, умение вглядываться в окружающий мир,
-видеть в бросовых вещах интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей – ручек, горлышек, донышек, пробок и пр., используя разнообразные материалы: картон, бумага, пластик;
-осваивать способы работы с различными инструментами;
-планировать свою деятельность как в индивидуальном, так и в коллективном творчестве;
-воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
-воспитывать бережное отношение к природе и т.д.
Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Воспитательный потенциал творческой деятельности с «бросовым» материалом в аспекте приобщения к экологической и экономической культуре необходимо реализовывать не только на занятиях, но и в повседневной досуговой деятельности. Доступность, яркость, простота в применении бросового материала дает неограниченные возможности детям, для творческого самовыражения, самореализации, самоутверждения. В процессе работы с этими материалами у детей развиваются чувства цвета, ритма, тренируются мышцы кистей рук, глазомер, сенсомоторика, воспитываются усидчивость, наблюдательность, культура труда и эстетическое восприятие мира, формируются понятия о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала, любовь и бережное отношение к природе. Каждый человек может многое сделать для сохранения чистоты и экологической обстановки окружающей среды.
Существование двух видов детского конструирования - изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои особенности, требует дифференцированного подхода в руководстве
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только, затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Создавая бумажные цилиндры путем их соединения и фигурки животных, людей, дети учатся передавать различные положения и позы этих фигурок, объединять их в несложные композиции. Дети учатся изготавливать поделки из спичечных коробков путем их различных сочетаний и соединений. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки. Особенностью конструктивного мышления даже у старших дошкольников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов
В дошкольном возрасте детям доступна деятельность, в которой ребёнок идёт от замысла к действию. Под влиянием педагогического руководства дети начинают действовать в соответствии с замыслом. В конструктивном замысле отражается не только конечный результат деятельности, но и способы создания. Конструктивный замысел формируется в процессе конструирования. Об уровне деятельности, направленной на формирование замысла, мы судим по тому, представляет ли ребёнок, приступая к сооружению постройки, её конечный результат. Уровень предварительного замысла показывает детские словесные описания будущей постройки и способы её сооружения, а также предварительные зарисовки того, что предлагается построить. Основа формирования конструктивного замысла - познавательная деятельность детей. Складывание из бумаги активно способствует
развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а также совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. (ФЭМП). Занятия по конструированию из бумаги способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. Замысел способов деятельности формируется в процессе познавательной деятельности различного уровня: на уровне восприятия - в случае воспроизведения чужих действий, а также на уровне представления и мышления - в случае выбора и поиска. Решая конструктивные задачи, дети имеют возможность проявлять элементы творчества в процессе поиска способов конструирования. В конструировании по замыслу, как и в конструировании по условиям, замысел создают сами дети. В конструировании по замыслу они получают возможность решать задачу разными путями (логическое мышление). Дети старшего дошкольного возраста на основе знаний пространственных отношений, а также конструктивного опыта по их использованию в процессе анализа конструкции предмета в состоянии создать конструктивный замысел, как по структуре, так и способом деятельности, и подчинить свои практические действия реализации этого замысла. Источником замысла детей является всё окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они охватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему передавать их в конструкциях, поделках. Принципиально значимой является и эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребёнок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образцы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной
Деловая игра.
(Воспитатели делятся на две команды).
Задание: «Эксперты в области методики конструирования»
1. Какими способами конструирования из строительного материала владеют дети ваших возрастных групп? (накладывание, приставление, прикладывание, установка близко друг к другу, установка на определенном расстоянии, замена детали, умение комбинировать, надстраивать в высоту, длину, ширину).
2.Какие виды заданий с детьми вы используете в работе? (постройка по образцу, постройка по условию, постройка по замыслу, теме, схеме, чертежу).
3. Какие методы и приемы способствуют развитию творческих способностей детей в конструктивной деятельности? (выбор материалов для конструирования, поощрение при конструировании по собственному замыслу, создание построек в сюжетно-ролевой игре и др).
4. Какие воспитательные задачи реализуются в конструктивной деятельности? (воспитание аккуратности, эстетического вкуса, умение доводить начатую постройку до конца, умение действовать сообща, договариваться с детьми)
Задание: «Эксперты в области приемов конструирования по возрастам»
Педагоги обращают свое внимание на интерактивную доску: там даётся описание по каждому возрасту, без обозначения возраста.
Педагоги соотносят описание приёмов конструирования с возрастной категорией.
(Младшая группа: сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности, совместная деятельность с педагогом.
Средняя группа: показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора в материалах, в его количестве.
Старшая группа: образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструктивные задачи. Показываются отдельные приемы, и постройка не завершается.
Подготовительная к школе группа: опора на опыт ребенка. Даются тема и условие.
(Конструирование по фото и чертежу, схеме.)
Практика. «Творческая мастерская» Каждая команда берет бросовый материал и собирает по любой выбранной схеме постройку.
Анализ построек.