Доклад на родительском собрании «Организация работы воспитателя по использованию конструирования из бросового материала для экологического воспитания дошкольников»
Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, приучает воспитанников жить в гармонии с природой, не вступая в противоречия. Для решения данной проблемы можно воспитывать экологическую культуру детей через использование бросового материала.
Конструирование из бросового материла – это отличный способ показать детям, как можно из использованных вещей создать что-то новое и интересное. Как не выбрасывая, не засоряя природу пластиковыми бутылками, коробками из-под сока, пробками и прочими вещами, можно самостоятельно создать игрушку или полезную для дома вещь. На занятиях необходимо объяснять детям общее представление о ненужных вещах, коробках, катушках, пластиковых бутылках и обо всём превратившимся в отходы, как «бросовый» материал, который может быть использован в конструировании.
Использование «бытового мусора» приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Воспитательный потенциал творческой деятельности с «бросовым» материалом в аспекте приобщения к экологической и экономической культуре необходимо реализовывать не только на занятиях, но и в повседневной досуговой деятельности. Доступность, яркость, простота в применении бросового материала дает неограниченные возможности детям, для творческого самовыражения, самореализации, самоутверждения. В процессе работы с этими материалами у детей развиваются чувства цвета, тренируются мышцы кистей рук, глазомер, сенсомоторика, воспитываются культура труда и эстетическое восприятие мира, формируются знания природных качеств материала, любовь и бережное отношение к природе.
Работая с различным бросовым материалом, у детей развивается воображение, фантазия. А также закрепляются знания о том, что мы помогаем природе, очищаем ее от мусора, делаем общее благое дело. Из бросового материала можно сделать подарок близким и родным людям, вещи, необходимые в быту. Ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка близким, отдыха).
Для изготовления поделок и дидактических пособий используется разнообразный материал, например: коробки, носки, нитки, пуговицы, катушки от ниток, теннисные шарики, шнурки, крышечки, пробки, пластиковые бутылки, пакеты и т.п. Использование таких необычных для творчества материалов способствует развитию фантазии и воображения. А также учит детей более бережно относиться к окружающему их миру.
Творческое использование бросового материала формирует основы экологического воспитания. Дети становятся активными и самостоятельными, способны подсказать другим, какие предметы бытовых отходов не стоит выбрасывать и как их можно использовать в творчестве, т.к. интереснее видеть в мусоре материал для выражения своих самых интересных и необычных идей. Этим самым мы поможем природе и сделаем окружение чище.
При работе с бросовым материалом необходимо:
- учитывать возрастные особенности детей;
- правильно распределять время работы в сочетании с кратковременным отдыхом;
- продумывать тематику предстоящей поделки с учетом имеющихся навыков и умений;
- процесс труда должен вызывать у детей только положительные эмоции;
- дети должны быть уверены в помощи педагога, если у них возникают какие-либо трудности с выполнением работы.
В конструировании используется, как индивидуальная, так и коллективная форма организации работы.
Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт), дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д.
Часто идею поделки подсказывает сам бросовый материал. Перед тем, как сделать новые поделки, важно задуматься, какие привычные материалы можно заменить бросовыми, какими свойствами, формой, цветом обладает имеющийся у нас материал.
Приёмы обучения конструированию из бросового материала традиционно выстраиваются на подражательной основе и имеют свои особенности на разных этапах:
Этап первый – детальный анализ образца будущего изделия:
- в младшей группе в качестве образца используется поделка, заранее изготовленная педагогом;
- в средней группе детям можно предложить рассмотреть картинку или нарисованное изображение;
- в шестилетнем возрасте дети уже способны анализировать схему или модель игрушки, аналитическая деятельность детей включает определение основных частей игрушки и материала, из которого она изготовлена, обсуждение уточняющих вопросов.
Этап второй – детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности изготовляются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее.
Выбор педагогических приёмов осуществляется с учётом возраста детей:
- в младших группах воспитатель подробно демонстрирует все этапы конструирования поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями;
- в средней группе педагог постепенно сокращает процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая активную работу со схемами и опорными планами в виде самостоятельно нарисованными детьми схематических зарисовок.
Этап третий – продумывается способ скрепления деталей и частей конструкции:
- в средней группе в качестве соединительного материала используется пластилин;
- дети старшего возраста пользуются клеем, нитками, проволокой и т. д.
Этап четвёртый предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
Этап пятый – дети самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделок от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.
Этап шестой – подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая или театрализованная игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.
Итак, подводя итог, можно отметить – конструирование является универсальным развивающим и образовательным средством экологического воспитания, формирования у детей представлений о живой и неживой природе. Именно за счет занятий по конструированию формируется интерес ребенка к окружающим живым организмам. Конструирование животных из бумаги в технике оригами повышает умственную работоспособность детей, помогает ребенку увидеть неповторимость различных видов животных.