Мастер-класс для воспитателей на заседании методического объединения: «Моделирование в экологическом воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: повысить профессиональный уровень педагогов о значимости метода моделирования в экологическом воспитании и в развитии креативных способностей у дошкольников.
Задачи:
1. Повысить педагогическое мастерство педагогов;
2. Развивать творческие способности, воображение; мышление,
3. Продолжать знакомить педагогов с методом моделирования;
4. Формировать самостоятельность.
Материалы и оборудование: букетик цветов, модели времени года, загадки о временах года, модели и карточки для д/и «Времена года», мнемотаблицы, листы белой бумаги, фломастеры.
План:
1. Теоритическая часть.
2. Практическая часть.
3. Заключительная часть.
Ход мастер-класса:
Организационный момент:
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Чтобы в ногу со временем идти Ты найди. изучи, примени…
Вы сегодня предстанете в роли детей среднего дошкольного возраста. Я приглашаю Вас выйти и стать в красивый, большой круг. Мои малыши очень любят утреннее приветствие, и сейчас мы с Вами поприветствуем друг друга. Проводится упражнение «Приветствие» - основное назначение этого упражнения – создание эмоционального настроя, включения в общий процесс. Ведущий встает в центр круга и предлагает назвать свое имя и словом на эту же букву охарактеризовать себя (Елена - я активная, Светлана – я смелая и т. д.)
Я предлагаю вам повысить свой профессиональный уровень и пополнить свою педагогическую копилку знаниями о роли моделировании в экологическом воспитании дошкольников. Участникам МО раздаются шаблоны весенних листьев и карточки с картинками для участия в мастер-классе. Педагоги садятся на места.
1. Теоритическая часть.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития знаний в области экологического воспитания, начиная с элементарных знаний о природе и заканчивая осознанием себя как части природы.
В ФГОС ДО отмечается важность в формировании у дошкольников первичных представлений о себе, окружающем мире, отношении объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и природы.
Для формирования знаний у детей в области экологического воспитания я использую моделирование. Модели – это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами. Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, выявить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Придумывая разнообразные модели вместе с детьми, необходимо придерживаться следующих требований:
1. Модель должна отражать обобщенный образ и подходить к группе объектов;
2. Раскрывать существенное в объекте;
3. Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.
-Сейчас я приглашаю выйти или можно с места коллег у кого весенние листочки для участия в игре.
2.Практическая часть:
Сейчас мы с вами поиграем
1.Проводится игра «Когда это бывает».
Участники сидят за столами. (У участников цветные карточки: белые – зима, зеленые – весна, красные – лето, оранжевые– осень). Свои ответы участники сопровождают поднятием карточек. Ведущий предлагает отгадать, когда это бывает.
Я буду читать загадки, а вы соответственно загадке показать карточку модели, которая обозначает время года.
1.Четыре раза в год они
Земли наряд меняют пёстрый.
Бегут, бегут за днями дни,
Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень
2.Дел у меня немало – 4. Солнце печет,
Я белым одеялом Липа цветет.
Всю землю укрываю, Рожь колосится,
В лед реки убираю, Золотится пшеница.
Белю поля, дома,
Кто скажет, кто знает,
Зовут меня…(Зима) Когда это бывает? (Летом)
3.Зазвенели ручьи, 5.Дни стали короче,
Прилетели грачи. Длиннее стали ночи.
Урожай собирают,
В дом свой – улей – пчела Кто скажет, кто знает,
Первый мёд принесла. Когда это бывает?
(Осенью)
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)
Какие вы молодцы, все справились с заданием!
Спасибо за участие.
2.Раз мы сегодня говорим о моделировании, будем моделировать!
Я попрошу выйти 4-х коллег кому достались карточки с картинками: яблоко, бабочка, солнышко, и грибок.
В конвертах у каждого из Вас модель платья времени года и карточки с изображением примет для каждого времени года. Вы должны обосновать какое время года символизирует модель платья и подобрать соответствующие карточки-приметы к нему.
Молодцы, спасибо за активное участие.
3.Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве
дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица - это схема, в
которую заложена определенная информация.
Я приглашаю выйти коллегу, кому досталась карточка с пчёлкой:
Вам предлагаю составить рассказ по данной мнемотаблице.(Расскажи об овоще,фрукте).
Благодарю Вас за участие.
4.Мы продолжаем моделировать на практике, у кого карточка с лягушкой, выходите поучаствовать, задание –составить рассказ с помощью мнемотаблицы о лете.
Какая молодец,умница!
5.У кого из коллег карточка с лисичкой, выходите для участия в мастер-классе, проявите своё мастерство
Вам нужно подобрать к каждому животному свой след.
Спасибо за ваше участие.
6.Мы продолжаем наш мастер-класс, кому достались квадраты жёлтого цвета, выходите, вам предстоит нарисовать на листах бумаги графические приметы времён года.
7.Заключительная часть.
Я благодарю вас за участие в моем мастер - классе
Пусть в вашем сердце никогда не угасает любовь к детям, любовь к своей профессии.
Побуждая детей к творчеству, педагог должен сам быть творцом, ибо невозможно научить тому, что сам не умеешь.
"Быть, может, труд наш свиду неприметен. Но вечером малыш уходя домой говорит маме, а мне нравится в саду и завтра я опять сюда приду!" Вот и весь секрет: ценнее нашего труда с вами на свете нет!"