Выступление по теме «Конструирование из природного материала в детском саду как средство экологического воспитания»
С природным материалом для конструирования детей необходимо знакомить уже в младшей группе, во время прогулок, когда малыши собирают желуди, камушки, шишки, узнают их названия, сравнивают по форме, размеру, а затем и играют с ними.
Конструирование из природного материала начинается с дошкольниками в средней группе, так как в данном возрасте у ребенка существует устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности. Кроме того, с развитием мелкой моторики руки у детей начинает получаться достаточно качественный продукт. Это позволяет долго работать над ним, доделывая, улучшая, а затем используя его по своему желанию.
В средней группе поделки выполняются по показу, который сопровождаем подробным объяснением. Вся работа осуществляется поэтапно. Можно использовать коллективные формы работы, когда несложные детские работы превращаем в красочные композиции. Например, «Семейка ежей», «Грибная полянка», «На птичьем дворе». Таким образом, работа над созданием поделки носит характер сотрудничества педагога и ребенка.
В старшей группе работы дошкольников из природного материала становятся более сложными, а приемы обработки природного материала разнообразнее. На прогулках в лесу, в парке, саду, огороде, у речки необходимо привлекать внимание детей к интересным природным материалам. Предлагать вместе подумать, на что они похожи, пофантазировать, что можно сделать из той или иной находки, чем дополнить шишку или желудь, чтобы получилась фигурка человека или зверушки, предлагаем собрать весь этот природный материал для поделок.
Прежде всего, нужно научить детей правильно посетить «природную лабораторию», то есть лес или парк, где предстоит сбор «природного материала». А для этого необходимо научить детей искренне восторгаться природой. Итак, в парке (саду, лесу, на берегу моря) вначале изучить пейзаж, его краски, вдыхать свежий воздух и просто гулять. А вот затем наступает самое ответственное время – заготовка материала. На этот случай даже существует несколько простых правил, строгое соблюдение которых обязательно воспитает в наших детях трогательную заботу об окружающей красоте:
- Никогда не ломать растущие деревья!
- Для отрезания веток используйте хорошо заточенный перочинный нож с тупым концом (дети младшего возраста пользоваться им не должны).
- Собирать лучше всего опавшие плоды, чтобы не трясти и не травмировать дерево.
В старшей группе начинают появляться работы, сделанные по замыслу детей. Так, на одном и том же занятии из желудей каждый из детей может выполнить собачку или поросенка, человечка или гусеницу. Творчество дети проявляют и в подборе разного материала для выполнения какой-либо конкретной поделки.
В подготовительной группе закрепляются и совершенствуются умения по художественной обработке природного материала, приобретенные ранее. Поделки становятся более качественными, сложными по своему содержанию, количеству деталей и природному материалу, использованному в изделии. В одном и том же изделии могут применяться разные виды материалов. Теперь много внимания уделяется выполнению заданий по замыслу. Детям предоставляется возможность проявить творчество и самостоятельность на всех этапах выполнения поделки. Например, для проявления творчества на занятии детям даются желуди, в которых сделаны проколы в разных местах, и ребенок должен догадаться, в какую из них надо вставить соединительную палочку, чтобы получилась задуманная поделка.
Э.К. Гульянц, И.Я. Базик отмечают, что постепенно приемы конструирования поделки из одного вида природного материала переносятся на другой материал. Это способствует развитию самостоятельности при выборе приемов и последовательности работы и способности к творчеству
Используя на занятиях показ и объяснение приемов конструирования, уточнение последовательности работы, не надо забывать о мотивации работы, использовании художественного слова, игровых приемах обучения, которые могут найти место на разных этапах занятия.
Таким образом, работа с природными материалами удовлетворяет в дошкольниках потребность в исследовательской деятельности, пробуждает чувство удовлетворения от результата своего труда, развивает потребность в творчестве, формирует индивидуальность личности уже на начальных этапах её становления и является неотделимым составляющим деятельности ребёнка.
При конструировании из природного материала задача ориентировки в размере, форме, расположении деталей изображаемого предмета усложняется разнообразием самого природного материала. Каждая еловая шишка, веточка или древесный гриб всегда как-то отличается от другой еловой шишки, гриба или веточки, что значительно затрудняет процесс конструирования. Поэтому сначала дети просто наблюдают за процессом конструирования педагогом из природного материала и принимают участие в беседе о материале, приемах работы по созданию поделки.
Такому наблюдению отводится достаточно много времени и лишь затем, в ходе индивидуальной и подгрупповой работы, дошкольники создают свои первые поделки. Изделия из природного материала детей среднего дошкольного возраста очень просты. Это может быть зайчик, сделанный из пластилина, с ушками из крылаток клена или косточек финика; ежик с колючками из сухих иголок ели; мышка с хвостом и усами из веточки; поросенок или медвежонок с ушками из арбузных семечек или чешуек шишек; лодочка, черепаха, мышь или божья коровка из скорлупы грецкого ореха; грибок, шляпка которого сделана из высушенной половинки кожуры апельсина, а ножка выполнена из пластилина. Детали из природного материала соединяются кусочком пластилина.
Детали из шишек можно соединить приемом сцепления открытыми чешуйками,
На шестом году жизни у детей возрастает интерес к конструированию, поэтому этот вид деятельности становится более содержательным.
С.Н. Николаева отмечает, что объемные поделки из природного материала дети выполняют на занятиях по ручному труду, которые в сетке занятий детского сада чередуются с занятиями по конструированию из строительного материала. Наиболее рациональным является планирование занятий по ручному труду блоками по 3-8 занятий, сначала с одним видом материала, затем с другим (строительным, бумагой, природным). Такой подход целесообразен в плане более прочного усвоения детьми приемов обработки материала, а также подготовки педагога к занятию. Можно увеличить количество занятий, на которых дети работают с природным материалом, за счет занятий конструированием из строительного материала, так как работа с природным материалом очень эффективна для решения задач, которые возникают в процессе конструирования
Кроме того, в старшем дошкольном возрасте конструирование из природного материала может осуществляться в виде дополнительного образования дошкольников на занятиях кружка.
В старшей группе в конструировании используется самый разнообразный природный материал. Это шишки, кукурузные початки, каштаны, желуди, сучки деревьев, кора деревьев, семена, древесные грибы, орехи, скорлупа яиц.
Из одного и того же материала дети могут сделать самые различные поделки: так, из скорлупы яйца дети мастерят веселых поросят, птенчиков, лягушек, рыбок; из шишек – сову, ежика, черепаху и пингвина. Крылатки клена используются для лепестков ромашки, хвостиков рыбок, павлина, крыльев стрекозы, пропеллера вертолета.
Пластилин пригодится детям старшей группы как для выполнения основных деталей поделки: головы пингвина или ежа (туловище которых сделано из шишки), туловища стрекозы, шмеля (крылья выполнены из крылаток клена), так и для соединения деталей изделия (шляпки гриба из сухой кожуры апельсина или лимона)
Начинать работу на занятии, как и в средней группе, следует с анализа образца, объяснения и показа приемов выполнения поделки педагогом. Особое внимание следует уделять объяснению приемов соединения деталей поделки и пространственного расположения частей по отношению друг к другу.
Кроме поделок, выполненных по образцу, в старшей группе начинают появляться работы, сделанные по замыслу детей. Так, на одном и том же занятии из желудей каждый из детей может выполнить собачку или поросенка, человечка или гусеницу. Творчество дети проявляют и в подборе разного материала для выполнения какой-либо конкретной поделки. Например, черепаху можно выполнить из скорлупы грецкого ореха или шишки, можно слепить из пластилина и дополнить природным материалом (горохом, мелкими камушками или ракушками).
Полезным приемом для развития интереса к конструированию в старшей группе могут стать просмотры поделок, сделанных руками детей подготовительной группы, а также использование на занятии игровых приемов и художественного слова.
Занятия с использованием техники оригами или её элементов рекомендуется проводить с детьми, начиная со средней группы детского сада.
Т.С. Комарова предлагает следующие методы и приемы для обучения детей конструированию из бумаги: обучая детей конструированию из бумаги, воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее
Как указывает В. Курашова, выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которыми владели дети Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, воспитатель за несколько дней до занятия в уголке ручного труда организует небольшую выставку образцов предстоящей работы. Показывая эти игрушки, воспитатель обращает внимание детей на то, из каких частей они сделаны и как эти части скреплены между собой. Иногда воспитатель использует индивидуальный показ нового приема, способа действия. На занятиях воспитатель, прежде всего, говорит детям, с какой целью и для чего они будут делать ту или иную поделку, игрушку и обязательно использует поделку по назначению (в игре, как подарок малышам, близким и так далее).
Итак, подводя итог, можно отметить – конструирование является универсальным развивающим и образовательным средством экологического воспитания, формирования у детей представлений о живой и неживой природе. Именно за счет занятий по конструированию формируется интерес ребенка к окружающим живым организмам. Конструирование животных из бумаги в технике оригами повышает умственную работоспособность детей, помогает ребенку увидеть неповторимость различных видов животных.